Электроэнергетика

[an error occurred while processing this directive]

Организационно-экономическая структура отрасли электроэнергетики

Модель товарно-денежных потоков энергокомпании

Общая логика модели, экономический и финансовый анализ потоков

Хозяйственная деятельность любой компании, в том числе энергетической, характеризуется потоками товаров и услуг, идущими от производителей к потребителям, и потоками денег во встречном направлении. Топливные компании поставляют электростанциям газ, мазут и уголь, за что получают от них плату – часть выручки, полученной от потребителей. Продвижение электроэнергии к потребителям и поступления средств за ее использование проходят через несколько этапов, схематически показанных на рис. 4.1.1.

 

Рис. 4.1.1. Поток товаров и противоток денег

На схеме выделены четыре группы агентов, обеспечивающих производство и реализацию одного товара — электроэнергии:

· поставщики электростанций, представленные компаниями, производящими четыре вида топлива и оборудование. Число предметов снабжения, потребляемых электростанциями, несравнимо больше, но логика от этого не меняется: в обмен на продаваемые предметы снабжения (стрелки слева направо) поставщики получают деньги (стрелки справа налево, штрих-пунктирные стрелки). Поставки оборудования показаны «шиной», а его оплата индивидуально от электростанции каждого типа;

· электростанции разных типов (тепловые ТЭС и ТЭЦ, ГЭС и АЭС), объединенные в генерирующие компании, вырабатывают электроэнергию и тепло. Вся выработанная электростанциями электроэнергия передается в сети. Ради упрощения движения тепловой энергии не показано, а сети не разделены по классам напряжения;

· сети, принадлежащие ФСК, ММСК, МРСК и РСК, передают электроэнергию потребителям. Они обслуживают поставки двух типов — крупным потребителям с оптового рынка, и сбытовым компаниям, поставляющим электроэнергию на розничный рынок, т.е. предприятиям (кроме крупных потребителей) и населению. Сообразно этим потокам в обратном направлении движутся деньги. Схема оплаты электроэнергии показана схематически через виртуальный расчетный центр (РЦ), который получает плату за электроэнергию и распределяет ее между сетями и электростанциями. Для схемы безразлично как куплена электроэнергия — по долгосрочному договору или на рынке;

· потребители, в том числе население, рассматриваются как отдельный сектор. С переходом к оптовому рынку электроэнергии в России цены на электроэнергию для населения остаются регулируемыми. Потребители электроэнергии — юридические лица — приобретают электроэнергию на оптовом рынке (крупные) или у сбытовых компаний (остальные) (см. гл. 5).

Каждому потоку товаров и денег, показанному на рис. 4.1.1, соответствует свой тип стрелок. Аналогичные схемы могут быть построены для потоков тепловой энергии и мощности.

Сообразно двум типам потоков — товарному и денежному — существуют два разреза анализа хозяйственной деятельности энергокомпании — экономический, имеющий дело с материальными потоками, и финансовый, предмет которого денежные средства. В бухгалтерском балансе энергокомпании как коммерческой организации оба подхода совмещены. Левую часть баланса - активы - представляет экономический анализ, показывающий, чем распоряжается организация. Главную роль в активах играют основные средства, названные так с финансовой точки зрения. С экономической точки зрения они являются основными фондами, определяющими способность организации к производству продукции. В генерирующей компании основные фонды составляют примерно 3/4 от суммы всех активов. Правую часть баланса — пассивы — представляет финансовый анализ, показывающий источники средств, на которые имущество приобретено. Источники средств делятся на собственные (собственный капитал) и заемные.

Первую позицию в пассивах занимает собственный капитал. Например, в ОАО «Моэнерго» на конец 2006 г. доля собственного капитала в общей сумме пассивов составляла 51 %. Это означает, что 49 % имущества приобретено на заемные деньги; задолженность по долгосрочным обязательствам составляла 36 % пассивов. Известное правило финансирования гласит: текущие расходы финансируются из текущих доходов, а инвестиции — заемными средствами. Пример Мосэнерго подтверждает это правило: за 2006 г. основные средства увеличились на 21,5 млрд руб. и долгосрочная задолженность выросла на 20,4 млрд руб.

Цель экономического анализа — сопоставление результатов продажи продукции и (или) оказания услуг с учетом затрат, понесенных для их производства и доставки потребителю. Результат анализа — размер эффекта. Основу экономического анализа составляют потоки материальных средств, т.е. продукции на стороне реализации и затрат на стороне производства и сбыта. Поэтому он проводится методом начислений (умножением физических объемов на цены). Это означает, что результат экономического анализа точно соответствует доходу, произведенному физически. Превращение дохода в деньги — предмет финансового анализа.

Для электростанций продукцией является электроэнергия, отпускаемая в сеть, для ТЭЦ — отпускаемые тепло и электроэнергия, для сетевых компаний — услуги по доставке или доставленная электроэнергия, для сбытовых компаний — услуги по продаже электроэнергии и тепла. Разность между стоимостью проданной продукции (услугами) и затратами на ее производство — прибыль хозяйствующего субъекта, с которой уплачивается налог на доход, после чего в его распоряжении оказывается чистая прибыль. Отчет о прибылях-убытках — итоговый документ экономического анализа в отчете компании.

Цель финансового анализа — обеспечение бизнеса денежными средствами. В связи с этим анализ ведется в терминах денежных потоков: поступления, притоки средств, главным из которых является выручка за реализованную продукцию, и оттоки средств, представленные платежами за использованные ресурсы и (или) выполнением обязательств: уплатой налогов, возвратом долга, уплатой процентов по заемным средствам. Итог — притоки средств минус их оттоки, показывает изменение оборотного капитала компании. В отчете компании основным для финансового анализа является отчет о движении денежных средств и их эквивалентов.

Таким образом, модель товарно-денежных потоков имеет две стороны:

·  экономическую, направленную на анализ эффективности путем сопоставления затрат и результатов;

· финансовую, ориентированную на обеспечение непрерывности бизнеса путем достаточного финансирования.

Исходным для модели товарно-денежных потоков энергокомпании является ее макроэкономическое окружение, которое определяет изменения спроса в целом по стране, отдельных регионов и потребителей на электрическую и тепловую энергию. Принципиально важно подчеркнуть, что начинать оценку перспектив развития компании необходимо с представления о рынке в целом, на котором оперирует компания. Изменение доли компании на рынке – основной показатель, характеризующий ее деятельность. Именно этот показатель указывает: быть компании или не быть. Капитализация компании, размер прибыли и дивиденды — все это потом.

Минимальную информацию для того, чтобы судить о макроэкономическом окружении, дают три показателя:

·  темп роста внутреннего валового продукта (ВВП) — он определяет спрос на электрическую и тепловую энергию;

· темп инфляции — по нему можно судить, как будут меняться цены на элементы издержек, кроме топлива;

·  курс рубля по отношению к доллару (и евро) — он важен для оценки стоимости импортируемых предметов снабжения.

Наконец, важнейший показатель — ожидаемая мировая цена нефти, определяющая существенные для электроэнергетики цены на газ и мазут. На значения цен газа и мазута сильное влияние оказывает многие внеэкономические факторы, в том числе политика, проводимая правительством.

Все названые выше показатели можно, как правило, найти в материалах экономических министерств и ведомств Российской Федерации. Независимые оценки, в том числе консенсус — прогнозы, на которые имеет смысл ориентироваться в первую очередь при разработке собственных прогнозов, публикуются экспертным сообществом и специализированными журналами.

Атомная и традиционная энергетикаю Экологические проблемы